23.03.2015 / Блог
Ведомости. Озеленение – бюджетный способ провести реконструкцию офиса
Paris's Musée du Quai Branly_3.jpg

Офисным клеркам «хочется чувствовать запахи деревьев и травы, а не только бензина и духов», заметил Александр Болотов, гендиректор «Миэль – коммерческая недвижимость». Его мнение разделяют всего 5% владельцев и арендаторов качественных офисов Москвы. По статистике Pridex, только 5% проектов новых офисных интерьеров изначально предусматривают озеленение, основная масса кабинетов озеленяется уже после заселения сотрудников. В современном офисе на озеленение тратится не более 1–2% от сметы (400–600 руб. на 1 кв. м), отмечает Сергей Кудрявцев, управляющий партнер Pridex.

Растения решают проблемы

Архитекторы и дизайнеры активно используют растения в обновлении бизнес-помещений. «Озеленение – это самый быстрый и сравнительно бюджетный способ», – утверждает Кристина Дикова, директор по развитию Florista. Все чаще поступают запросы на формирование внутри рабочего пространства зон, контрастно отличающихся от привычного open space, продолжает Федор Ращевский, партнер архитектурного бюро Offcon: «Офисный интерьер уходит от холодного урбанизма и преображается в более комфортный, домашний и более зеленый».

За счет различных типов растений рабочие зоны отделяются от проходов, создается приватность персональных рабочих мест, объясняет Кудрявцев. Растения нивелируют нежелательный зрительный контакт, поглощают шум.

ALI_9075.jpg

По словам Диковой, наиболее популярный тренд – вертикальное озеленение. «Несмотря на видимую сложность конструкции, монтаж вертикальной системы занимает 1–2 дня, позволяя за выходные придать новый облик прежним интерьерам», – отмечает дизайнер. Вертикальные фитокомпозиции выглядят красиво и стильно, согласна Елизавета Некрасова, гендиректор агентства Must Have: «Никаких ужасных горшков с землей, только блестящие зеленые листья и цветы». В Москве, по словам Некрасовой, 80% спроса на вертикальное озеленение офисов приходится на европейские компании. «К идее зеленого офиса нужно привыкнуть, никаких объективных административных и финансовых преград к озеленению офисных пространств нет», – уверена она.

Мхи, лианы и трава

Растения выполняют роль перегородок в офисе компании «Связной» в БЦ «Омега плаза». Живое зонирование использовано в московских офисах «Яндекса» и Google, вспоминает Роман Щербак, директор департамента офисной недвижимости Praedium. В офисе «Росевродевелопмента», где руководство увлечено зеленой темой, создали полноценный зимний сад в мансарде. Такой же зимний сад с фонтанами и зонами отдыха организован в «Усадьба-центре», принадлежащем «Норильскому никелю», перечисляет Щербак.

В компаниях «Аэрофлот» и «Трансконтейнер» внутренние холлы с помощью живых деревьев превращены в скверы со скамейками, фонтанами и стилизованными фонарями, рассказала Некрасова. Вообще, зеленые зоны для отдыха все чаще появляются в бизнес-центрах. В БЦ «Аврора парк» озеленили крышу: по периметру высадили «девичий виноград», который защищает от палящего солнца и грязного воздуха, рассказал Сергей Родионов, технический директор Sperry Van Ness Eastward Property Management. Терраса полюбилась сотрудникам офиса, расположенного на последнем этаже, летом здесь играют в настольный теннис. На крыше БЦ «Лотте Профсоюзная» выложен травяной газонный ковер. Подобные конструкции укладываются на обычный конструктив кровли крыши, поверх распределяются дренаж и субстрат. Стоимость газона на крыше, по словам Родионова, начинается от 120 евро за 1 кв. м. «У Мерседес-Бенц тракс восток» в бизнес-центре «Кантри парк» есть открытая терраса в 420 кв. м. «С мая по октябрь это дополнительная офисная площадь и место для встреч, которое полюбилось нашим клиентам», – говорит Елена Кащеева, менеджер по связям с общественностью. В начале сезона там устанавливают шатры, плетеную мебель, мягкие диваны, шезлонги.

Растения вполне могут играть и «представительскую» роль в бизнес-помещениях. Компания Sminex использовала мох в интерьере лобби бизнес-квартала Smart Park, чтобы подчеркнуть связь офисного пространства и окружающего парка. Была выбрана итальянская компания Verde Profilo, которая специализируется на создании элементов интерьера из живого мха. Как рассказал руководитель проекта Sminex Юрий Блохин, решение оказалось удачным: мох неприхотлив, ему не нужен специальный полив – достаточно обеспечить необходимый уровень влажности.

На рынке есть специалисты, которые, используя комбинации из растений и мхов, могут вырастить логотип компании, рассказывает Кудрявцев из Pridex.

Полезно и недорого

Правильно подобранные цветы и растения в офисе – это значит более здоровые и энергичные сотрудники, выше производительность труда и меньше оплачиваемых больничных, прагматично напоминает Некрасова.

Самый недорогой вариант вертикального озеленения – это использование вьющихся растений на высоких направляющих, которые при посадке в ряд создают стену. Стоимость такого решения, по данным Florista, – от 12 000 руб. за 1 кв. м. Фитостены из живых растений с автоматическим поливом обойдутся не менее чем в 38 000 руб. за 1 кв. м. Несмотря на более высокую стоимость, данный вариант популярнее среди заказчиков и архитекторов. В одной из крупнейших российских IT-компаний общая площадь зеленых стен составила 330 кв. м. «Наименее капризное из всего нашего зеленого ассортимента – декорирование стен мхом», – рассказывает дизайнер. Из плюсов данного варианта – не нужно дальнейшее сервисное обслуживание, возможны различные цветовые решения. Цена – от 27 000 руб. за 1 кв. м.