30.04.2015 / Блог
Теория и практика финансового учета. Труд как обязанность или что готовят неработающим россиянам законодатели

Сама новость на наш субъективный взгляд неприметна, но лишь на данный момент, пока сама возможность существует лишь в виде идеи – настолько неоднозначной, что в процессе ее реализации она почти наверняка наткнется на сопротивление многих представителей, наверное, даже правящей партии. Однако никто при этом давно не питает никаких иллюзий относительно кажущейся на первый взгляд невозможности внедрения даже самых противоречивых идей в российское законодательство: в России возможно все.

Мы постарались представить себе, как это будет (если будет) и поинтересовались у экспертов, что они думают относительно переписывания Конституции специально под введение ответственности за тунеядство. Вполне прозрачна и главная идея всей инициативы: наверное, все-таки не заставить работать всех, кто в данный момент не ведет трудовой деятельности, а заставить работать и,как следствие – платить налоги. Понятно, что государство сегодня ищет самые разные пути пополнения бюджета, а соображения гуманности никогда не были определяющими в вопросах государственной политики.

Помимо этого, вспомнилась вдруг и аналогичная инициатива Беларуси: со следующего года там с высокой вероятностью может быть введен в действие “налог на тудеядство”, а пока что местные финансовые министерства заканчивают формирование базы “тунеядцев”. По информации БЕЛТА, только в Минске их сегодня насчитывается от 100 до 300 тысяч. Уплачивать в казну со следующего года им (возможно) придется 20 базовых величин. “Базовая величина” – величина переменная, и с 1 января этого года составляет 180 тыс. белорусских рублей (Постановление Совмина от 29.12.2014 №1255).

В качестве дополнительного вопроса мы спросили экспертов, не стоит ли тогда уж прямо скопировать опыт белорусов и взимать налог именно таким образом, раз уж повышение налоговых доходов является главной темой? Как обычно, благодарим всех откликнувшихся и поделившихся своим мнением!



Настя Кузнецова.jpg

Кузнецова Анастасия, директор юридического департамента бюро элитной недвижимости Must Have: Предложение ввести статью за тунеядство - не более чем неудачный повод для пиара, к тому же далеко не новый. Еще летом 2013 года такую инициативу предлагало законодательное собрание Самарской области. 


Если у нас не случится государственного переворота с возвратом в советский режим, такая статья никогда введена не будет. Во-первых, это очевидная юридическая безграмотность: в соответствии с нашей Конституцией труд – это право, а не обязанность, и каждый человек сам решает, пользоваться ему таким правом или нет. Поэтому для введения ответственности за тунеядство нужно будет перекроить Конституцию. Во-вторых, это совершенно недопустимое вмешательство в личную жизнь человека и семьи: любая женщина имеет полное право и после достижения детьми 14 лет посвящать себя родителям, мужу и детям, на каком основании ее отрывают от семьи? В-третьих, это мягко говоря, очень сомнительная с нравственной точки зрения инициатива. Возьмем для примера ту же семью: по логике предложенной инициативы получается, что труд женщины в семье по достижении ребенком 14 лет ничего не стоит, что это тунеядство, раз она нигде не работает. Уверена, что сотни тысяч людей не согласятся с такой логикой. 

Статья нарушает права десятков тысяч человек, которые ведут жизнь рантье. Если люди получили в наследство загородный дом или квартиру, которую сдают в аренду, и платят с доходов государству налоги, то, как минимум, нелепо наказывать налогоплательщиков, поддерживающих муниципальные, региональные и федеральный бюджеты.

Если пофантазировать относительно последствий, если такая статья все же будет введена, то можно сразу сказать, что работать она точно не будет. Моментально образуются десятки и сотни теневых фирм на подставных лиц, которые будут регистрировать людей в качестве сотрудников. 

Помимо роста нового теневого сектора рынка, принятие статьи за тунеядство будет огромным ударом по репутации всей страны. В отношении с другими государствами Россия переживает далеко не самые лучшие времена, против нас ведется масштабная информационная война, Россию представляют агрессивной и непредсказуемой страной, несущей угрозу европейским демократическим ценностям. Принятие статьи затунеядство будет расценено как курс возвращение к советскому прошлому, что приведет к еще большей напряженности и изоляции. 

Хочется пожелать инициаторам проекта изучить родную историю, чтобы понять несостоятельность и вред идеи превращения труда в обязанность. Законы о борьбе с так называемом тунеядством действовали в СССР во время Сталина, Хрущева, Андропова. Так, в июле 1951 года вышел Указ Президиума ВС СССР «О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами». На тот момент причиной для превращения право на труд в обязанность стала послевоенная разруха и, как бы сейчас сказали, «гуманитарная катастрофа», при этом стране катастрофически не хватало рабочих рук. 5 октября 1956 года вышел следующий указ ВС СССР - «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Ничего хорошего из этого не вышло – цыгане продолжали вести традиционный для их культуры образ жизни, а катастрофические последствия известны - около 10 тысяч цыган было выслано в северные районы как «злостные паразиты», сотни цыганских детей были сданы в интернаты. Наконец, в мае 1961 года вступает в силу указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни» и появляется знаменитая 209 УК РСФСР. Тунеядцем был признан Иосиф Бродский, против которого была организована во всех советских СМИ настоящая травля. Во времена Андропова людей забирали в милицию только потому, что в рабочее время они находились на улице, в магазине или в парикмахерской. Под действие 209 статьи УК РФ попадали люди, которые жили в глухих местах, где не было профтехучилищ, не говоря уже об институтах или университетах, и они не могли приобрести никакую профессию. Попадали люди творческого труда, женщины, придерживающиеся православия и иных конфессий. 

До 1991 года, до распада Советского Союза власти упорно и абсолютно безуспешно боролись с так называемыми тунеядцами. Никаких результатов это не дало – ни подъема экономики, ни пополнений местных бюджетов не зафиксировано. Власти северных районов засыпали столицу просьбами не присылать им больше осужденных за тунеядство: для людей не хватало ни жилья, ни работы. В 1991 году статья 209 УК РФ как противоречащая нормам цивилизованного мира, из Уголовного кодекса была исключена.