06.10.2014 / Блог
Недвижимость и цены. Особые экономические зоны. Дайте льготы бизнесмену"

На особом счету

Томская особая экономическая зона. Центр инноваций и технологий
Томская особая экономическая зона.
Центр инноваций и технологий

Российские ОЭЗ еще не отпраздновали десятилетнего юбилея — они начали развиваться с июля 2005 г., когда был принят соответствующий федеральный закон. В нем было прописано, что ОЭЗ — региональная территория с особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания — решение стратегических задач развития государства в целом или его отдельно взятой территории.

Говоря напрямую, один из ключевых показателей развития любой экономики — это уровень ее инвестиционной привлекательности. Вот государство и старается привлечь инвесторов по максимуму, и ОЭЗ в этой игре — козырная карта.

По разным оценкам, в мире работает от 2 до 3 тыс. особых, специальных и прочих «не таких, как все» экономических зон, в том числе торговые, припортовые и т. д. Как рассказал Вячеслав Холопов, партнер, директор по офисной и складской недвижимости Knight Frank Russia & CIS, в России, по официальной статистике, насчитывается около 30 ОЭЗ разных типов: промышленные, технологические, туристско-рекреационные, логистические.



Сегодня именно производственные зоны находятся на пике общественного и профессионального интереса. По словам Данила Петрова, генерального директора компании «Промзона» (ГК «Гео Девелопмент»), эту категорию образуют две разновидности проектов: промышленные и технологические (инновационные). Первые, промышленные, — это, например, «Алабуга» (Татарстан), «Липецк», «Тольятти», «Титановая долина» (Свердловская область), «Моглино» (Псковская область), «Людиново» (Калужская область). Основными направлениями развития этого типа проектов являются машиностроение, приборостроение, металлургическая и тяжелая промышленность, производство товаров народного потребления. Вторые, технологические зоны, — это «Дубна», «Санкт-Петербург», «Зеленоград», «Томск», «Иннополис» (Казань). Здесь основным видом деятельности предприятий являются информационные, ядерные, био-, нано- и прочие высоконаучные технологии.

Самые успешные зоны первого типа: «Алабуга» (на ее территории представлено 42 резидента), «Липецк» (23 компании), «Тольятти» (17). Как подчеркивает Елизавета Некрасова, генеральный директор компании Must Have, в ОЭЗ «Липецк» создано около 2 тыс. рабочих мест. В зону инвестировано 5 млрд руб. из федерального бюджета, запланированный объем государственных инвестиций — 17 млрд руб., частные вложения могут составить 70 млрд руб. В ОЭЗ «Алабуга» государство инвестировало 10 млрд руб., к 2020 г. приток частных капиталов может составить более 378 млрд руб.

В зоне внимания

ОЭЗ ППТ «Липецк». Пожарное депо
ОЭЗ ППТ «Липецк». Пожарное депо

Что же определяет успешность ОЭЗ как формата? По мнению Е. Некрасовой, важным является тот факт, что производственно-промышленные ОЭЗ обычно функционируют в развитых регионах с ярко выраженными конкурентными преимуществами, где уже есть перспективные проекты, а также инвесторы, подтвердившие готовность их реализовывать. В таких локациях хорошо развита инновационная, производственная и транспортная инфраструктура.

Важность «якоря» для создания ОЭЗ отмечает Алексей Золотарев, исполнительный директор «Физтех-Союза»: «Такие проекты трудно развить в чистом поле: должна быть какая-то точка роста, которая будет притягивать остальных игроков. Это может быть крупный научный центр, как в Зеленограде, университет, как МФТИ, промышленный лидер вроде «Корпорации ВСМПО-АВИСМА» в Свердловской области».


Важнейшее значение для резидентов имеют, конечно, предоставляемые преференции, а их немало. По словам Д. Попова, компании получают бесплатное или льготное подключение к инженерным сетям, щадящий налог на прибыль, отсроченный налог на имущество, режим свободной таможенной зоны, возможность выкупа участка на выгодных условиях и т. д. «Компании, зарегистрированные на территории ОЭЗ, могут решать организационные и юридические вопросы в режиме одного окна, им предоставляются финансовые субсидии», — добавляет Е. Некрасова.

Особые экономические зоны. Дайте льготы бизнесмену

Последняя редакция закона «О свободных экономических зонах» снизила обязательный объем инвестиций резидентов промышленно-производственных зон до 120 млн руб. При этом установлены довольно мягкие сроки: в течение трех лет компания должна вложить только 40 млн руб. Для высокотехнологичного промышленного предприятия это не очень высокий ценовой порог, поэтому на территории ОЭЗ могут регистрироваться не только крупные концерны, но и компании средней руки. Государство обещает не вмешиваться в бизнес резидентов, ограничиваясь исключительно созданием благоприятных экономических условий для его ведения.

По словам Алексея Сидорова, директора по развитию компании Kalinka Group, обязательное условие успешности ОЭЗ — удачное расположение по отношению к магистралям, а также высокая плотность населения в регионе и на соседних территориях. Это важно как для обеспечения кадрами предприятий и снижения напряженности на местном рынке труда, так и для сбыта продукции. Показательный пример — ОЭЗ «Тольятти», где в радиусе 500 км проживают около 20 млн жителей.

Тайна рождения

ОЭЗ ППТ «Липецк»
ОЭЗ ППТ «Липецк»

 
ОЭЗ «Алабуга»
    ОЭЗ «Алабуга»

Создание ОЭЗ — процесс длительный, несомненно, трудо- и административно емкий и в первую очередь требующий реального государственного участия. «Инициатива и ведущая роль должна принадлежать власти в лице федеральных органов, а также подведомственных им структур в регионах, — считает А. Сидоров. — Государство обладает не только более «объемным зрением» на социально-экономическую ситуацию в стране на текущий момент, но и рычагами влияния и контроля, без которых не обойтись в деле любых преобразований».

Бизнес тоже может внести вклад в формирование территориальной инфраструктуры ОЭЗ — транспортной, инженерной и пр. Задача резидентов, которые придут со своими проектами на готовую площадку, — взвешенно оценить предлагаемые преимущества и целенаправленно развивать заявленное производство. Господин Сидоров с сожалением отмечает: российская практика показывает, что находятся желающие пользоваться преференциями ОЭЗ по льготным кредитам, аренде земельных участков и другим без ответного вклада. Между тем суть таких площадок как раз заключается в том, чтобы, развивая свой бизнес, предприниматели способствовали разработке и выпуску конкурентоспособных отечественных товаров, укреплению потенциала и стабильности региона, занятости его населения. Для того чтобы исключить недобросовестных предпринимателей из числа резидентов, все претенденты подписывают трехстороннее соглашение с Минэкономразвития и управляющей компанией ОАО «Особые экономические зоны», где указываются обязательства по инвестициям и конкретные сроки по ним. Если компания их не исполняет, применяются штрафные санкции вплоть до расторжения договора.

ОЭЗ ТВТ «Зеленоград». Национальный исследовательский университет МИЭТ
ОЭЗ ТВТ «Зеленоград». Национальный исследовательский университет МИЭТ

Еще одна проблема — неповоротливая схема управления и финансирования, считает Е. Некрасова: «Например, государство не может напрямую финансировать строительство инфраструктуры. Для этого нужно создать отдельную компанию со 100%-ным государственным участием и осуществлять инвестиции в форме увеличения ее уставного капитала либо перечислять деньги в областной или городской бюджет, а из него уже будет оплачена инфраструктура».

При реализации проектов ОЭЗ присутствует и базовая для российской экономики проблема — изменение правил игры уже после того, как дан стартовый «свисток». «Государство должно гарантировать действие льготных условий, на которых заключалось соглашение с резидентом, на весь обозначенный период, чтобы инвестор мог развивать бизнес в предсказуемых для себя обстоятельствах, — говорит госпожа Некрасова. Не секрет, что самые неожиданные изменения налогового, земельного, имущественного законодательства у нас в стране как раз и парализуют действующее предпринимательство или губят на корню жизнеспособные бизнес-идеи».

5 млрд руб. инвестировано из федерального бюджета в ОЭЗ «Липецк».

Конечно, главный вопрос, на который хотелось бы получить ответ, — насколько эффективна для России идея создания ОЭЗ, какова их отдача, и вообще, не зря ли мы все это затеяли. Увы, согласно мировому опыту об эффективности любой ОЭЗ можно говорить после десяти и даже 15 лет ее работы. Так что с выводами придется повременить.